Параллельный импорт как инструмент. Опыт AXELOT TECH

AXELOT TECH специализируется на поставках оборудования для автоматизации складской логистики, роботизации и для энергообеспечения предприятий. Еще с начала пандемии компания столкнулась со всеми негативными факторами, которые стали возникать и накапливаться на рынке. AXELOT TECH возит оборудование и запасные части из Европы и Китая, организует таможенное оформление, осуществляет сервисную поддержку, и потому наблюдает за всем, что происходит, с «первого ряда» и может многое рассказать о том, что такое параллельный импорт, и насколько он надежен.

Что такое параллельный импорт в общем смысле? Это поставка товара без разрешения правообладателя товарного знака, либо минуя его дилерскую сеть. Параллельный импорт для AXELOT TECH — это мостик, перекрывающий одну из частей всего бизнес-процесса, инструмент для осуществления поставок оборудования, он может помочь, но он также несет за собой и определенные риски и увеличение стоимости.

По статистике, к сентябрю 2022 году через параллельный импорт в Россию было поставлено товаров на 20 млрд долларов. Много это или мало? Объем закупленных товаров импорта в нашей стране за предыдущий год составил порядка 300 млрд долларов, объем параллельного импорта за последний месяц — 3 млрд долларов, получается, что на самом деле доля официального параллельного импорта не такая большая. Официальный параллельный импорт — это импорт товарных знаков, которые входят в специальный реестр, товары, не входящие в этот реестр, статистикой не учитываются.

Возвращаемся к бизнес-схеме. Представим, что на вашем складе что-то необходимо автоматизировать или поставить оборудование для решения этой задачи, это могут быть гравитационные стеллажи, робот — что угодно. Вы оцениваете капитальные затраты, эксплуатационные расходы, берете в расчет период планирования и видите, какой финансовый результат даст та или иная технология, и выбираете подходящую. Затем ищете поставщика оборудования, платите ему, завозите оборудование и обслуживаете его.

Что происходит сейчас? Есть три варианта развития ситуации.

1. Поставщик находится в дружественной стране и готов работать с компанией из России. Оптимальная ситуация, в этом случае схема работает так же, как и работала раньше, без проблем.

2. Поставщик готов работать с компанией из России, но находится в недружественной стране. В таком случае нужно выбрать посредника в какой-то из стран (Армения, Турция, Арабские Эмираты и т.п.), он вносит оплату на счет поставщика, завозит на себя товар и дальше под своим именем, изменив товару страну происхождения, отправляет в Россию. Что здесь вызывает сомнения? Первое, в какой-то момент после платежа ваши деньги не принадлежат вам, они принадлежат посреднику, если что-то случится, то на руках останется только договор, вы можете долго судиться и даже выиграть суд, но как вернуть эти деньги обратно — большой вопрос. Второе, допустим, платеж прошел, но что-то случилось во время доставки (контейнер смыло с корабля, фура перевернулась — что угодно может произойти). А у вас нет страхового полиса на руках, нет прямого контракта с поставщиком, посредник исчез, и остались вы без денег и без оборудования. Путь достаточно опасный.

3. Поставщик не готов с вами работать, и он находится в той стране, которая по каким-то причинам тоже не желает сейчас сотрудничать с российскими компаниями. Самый плохой случай. И все же вам необходимо именно это оборудование. Привезти его можно, опять же, через посредника, через другую страну, но здесь важно понимать, что после того, как вы получите оборудование, переплатив за него как минимум на 10% от полной стоимости больше, и даже если вам повезло, и его доставили, дальше на каждом этапе что-то может пойти не так. Монтаж произведен специалистами, у которых нет допуска от производителя — слетела гарантия, и, если во время установки выяснится, что неверно произведены расчеты, или что-то не работает (а такое случается на первом этапе, для этого гарантия и дается), все, у вас на руках металлолом. Допустим, этот этап прошел, вам снова повезло, но после вам потребуется приобрести запасные части, расходные материалы, и по новой запускать всю длинную цепочку посредников. И если производитель каким-то образом к этому моменту выяснит, что его оборудование не в Турции, Армении, Грузии или другой стране, а в России, то не сделает вам коммерческое предложение, и вы не сможете обновить программное обеспечение. В итоге у вас на складе груда металла.

Параллельный импорт возможен, это инструмент, но пользоваться им надо с осторожностью. Возвращаясь к началу, к моменту выбора технологии, вы основываете свой выбор на экономической целесообразности приобретения оборудования, а если вы вынуждены работать через посредника, то стоимость увеличивается. Вполне возможно, что решение уже не будет таким оптимальным, вам стоит вернуться на шаг назад и рассмотреть другую технологию. Возможно, она не даст настолько высокую заполняемость склада, и в итоге будет меньше места физического хранения, возможно будет меньше и оборачиваемость склада, но это будет надежная технология от надежного поставщика, который работает напрямую с вами.

Например, немецкие производители отказываются работать с компаниями из России, но можно выбрать поставщиков из Китая. Сегодня они могут предоставить пусть простую, но функциональную технику. Разумеется, стоит проявить определенную осторожность и взять технику на тест, посмотреть, что она из себя представляет, но это будет надежное решение.

Немного пофантазируем, допустим, вам нужен ричтрак, и китайский, в отличие от немецкого будет поднимать груз не на 13 метров, а на 12,5 (это допущение, а не реальные цифры). На вашем складе будет меньше на 1 слой, на 1 ряд стеллажей. Плохо? Плохо, но зато погрузчики будут работать. Зато у вас будет прямой контакт с сервисной службой, возможность поставить запасные части и обслуживать эту технику.

Различные случаи есть и в практике AXELOT TECH. Основываясь на опыте компании, можно выделить несколько типов рисков. Давайте подробно разберем, какие именно, и как их избежать.

Финансовые риски

Интересный момент связан с переводом денег. Сейчас все банки в один в голос говорят, что евро и доллар становятся «токсичными» валютами. Считанные банки-корреспонденты все еще осуществляют транзакции в евро и один единственный — в долларах. В любой момент после того, как вы сделаете предоплату в евро в Европу, может что-то измениться, и вы не сможете заплатить за свой груз и за доставку товара в страну.

Пример из практики AXELOT TECH. Поставщик из Испании готов работать с компанией, с Россией, и есть возможность провести в банке платеж в евро или купить валюту (банки сейчас устанавливают различные условия перевода и покупки валюты и постоянно их пересматривают). Банк-корреспондент переводит необходимую сумму, а затем деньги компании «зависают» в первом банке-корреспонденте в Испании и не продвигаются дальше по цепочке до получателя. Запросив банковское расследование, AXELOT TECH увидел, что деньги зависли без всякого движения. На все вопросы банк отвечал, что платеж проверяется. Платеж висел месяц, к счастью в итоге деньги удалось вернуть, но так может и не повезти.

Нужно смотреть, в какой валюте вы работаете и с какими странами. Банки, конечно, советуют уходить от евро в лиру, тенге, рубль, но очень сложно представить, чтобы кто-то из европейских поставщиков и производителей согласился получать оплату в китайской валюте, поэтому, опять же все сводится к тому, что нужно выбирать «правильную» страну для работы.

Риски во время доставки

О доставке оборудования уже говорилось. Лучше, когда у вас есть полный контроль над доставкой, т.е. если есть посредник, то вы на каком-то этапе поставки не распоряжаетесь грузом, он вам не принадлежит, случись что, вы до него не доберетесь. Недавно в новостях было о задержании 10 автопоездов в Казахстане. Задержали, забрали все документы. Если такое произошло, а товар шел не на вас, а на посредника, вы никак не докажете, что груз принадлежит вам. У вас не будет никаких оснований, чтобы отстаивать дальнейшую доставку этого оборудования.

Путей доставки груза на себя множество, пусть нельзя доставить через Санкт-Петербург, потому что многие морские линии с нами не работают, можно китайскими линиями поставить товар до Владивостока, а оттуда железной дорогой. Можно напрямую из Китая по железной дороге довезти. В нашем распоряжении автомобильный, автогрузовой транспорт. Выбирая маршрут, вы выбираете, страховать ли груз, на какую сумму, и вы отслеживаете его движение.

Что касается непосредственно маршрута. Например, если вы везете груз из Германии, нужно обратить внимание на то, какие границы он пересечет, покидая Европу. Одно дело, когда спорный товар идет через Прибалтику, через Польшу, где пограничник может принять решение об остановке груза для дальнейшей проверки. И другое дело, когда вы везете оборудование или спорные запчасти самолетом через Арабские Эмираты или через ту же Турцию. То есть, выбирая маршрут, вы можете регулировать доставку и риски.

Отсутствие сервиса

Оборудование, особенно сложное, требует периодической настройки и обновления. Если вы не обладаете необходимым уровнем доступа к программному обеспечению, а иногда такие обновления делает и сам производитель, в любой момент ваше оборудование может оказаться неработоспособным. Что вновь подводит нас к тому, что лучше изначально выбрать ту технологию, которая позволит вам работать с поставщиком напрямую.

В заключении подытожим. Параллельный импорт — это инструмент, которым можно и нужно пользоваться, но делать это нужно с должной осмотрительностью и только в тех случаях, когда избежать этого нельзя. Принимая окончательное решение, следует учитывать мнение и опят поставщика, который может дать профессиональный совет о подборе не только подходящей технологии, но и технологии, которую возможно купить, доставить и обслуживать.